Педагогические условия и специфика формирования компетенций учащихся в вечерней школе и школе с очно-заочной формой обучения значительно отличаются от дневных. Следует учитывать возрастные, индивидуально-психологические, мотивационные особенности.
Психолого- педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в вечерней школе выделяет несколько основных видов компетентностей на которые следует обращать особое внимание.
1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).
Работа психологической службы при формировании ключевых компетенций в вечерней школе состоит из нескольких этапов.
Первый этап – изучение личности обучающегося-осужденного, его темперамента, психоэмоционального состояния, потребностей, мотивов и ценностей, способов восприятия информации.
Для этого при поступлении ученика заполняется психолого педагогическая характеристика.
Характеристика заполняется на основе блока тестов, беседы и наблюдения.
В течении учебного года в характеристику вносятся уточнения после прохождения групповых тренингов и в ходе происходящих положительных или отрицательных изменений.
Данная характеристика помогает учителям разработать индивидуальную программу по формированию ключевых компетенций с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Второй этап-способы достижения поставленных задач при формировании ключевых компетенций
В вечерней школе психологической службой ведётся ряд направлений деятельности.
1) Углубленная психодиагностика (стрессы, агрессивность, тревожность и т.д.), а также индивидуальные характерологические особенности учащихся. Проводится для выявления состояний мешающих обучению в школе.
2) По результатам полученной информации проводится психокоррекция познавательных процессов, способствующих освоению учебного материала (внимание, память, мышление).
3) Проводятся индивидуальные и общешкольные мероприятия по формированию познавательного интереса (психологические олимпиады, викторины, конкурсы на которых формируется соревновательный дух, умение работать в команде, находить способы выхода из нестандартных ситуаций.
4) Проходит трансляция короткометражных психологических роликов и фильмов. После просмотра проходит обсуждение рефлексия. Обучающиеся самостоятельно обсуждают увиденное , делятся впечатлениями, высказывают свою точку зрения , анализируют. Особенность данного направления – посмотрев фильм до середины обучающиеся сами пытаются смоделировать развитие сюжета и возможные варианты поведения героев.
Третий этап – контроль и коррекция способов формирования ключевых компетенций уже на стадии проведения уроков учителями. (посещение уроков, анализ, рекомендации преподавателю).
Психология наделяет обучающихся широким кругом практических умений и навыков. Изучая психологические основы, обучающийся учится наблюдать, чувствовать, анализировать, рефлексировать, понимать, нестандартно использовать полученные знания исходя из жизненной ситуации, осуществлять связь теории с практикой, пройти самоопределение и выбрать свой жизненный путь.
|