Суббота, 18.05.2024, 17:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Белоножко Александра Владимировича

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Психолого-педагогические особенности преподавания русского языка и литературы в 5 - 7 классах МКОУ ВСОШ № 4

Важно охарактеризовать существенные психологические особенности учащихся 5 – 7-х классов МКОУ ВСОШ № 4. Возраст 20-29 лет, длительный перерыв в обучении, отрицательное мировосприятие. Длинный интервал в обучении, возраст, инфантильность или явное отрицание обучения необходимо учитывать, чтобы избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой возраста (возрастной кризис), а другой - с ошибками в организации обучения (условно-педагогический кризис).

Обучающиеся  чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, ведут себя вызывающе, бывают раздражены, их настроение часто меняется. Это является причиной, приводящей к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог изначально расставит приоритеты в преподавании и общении.

В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе.

Учитывая это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся. Например, учебная несамостоятельность при обучении русскому языку и литературе  обнаруживается прежде всего в работе с текстами и упражнениями. Работа с письменными источниками информации еще по-настоящему не сформирована и поэтому вызывает трудности. Не сформирован навык самостоятельного поиска информации.

Говоря о психологических особенностях обучающегося, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 5 - 7-х классов, а в худшем - служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.

«Чувство взрослости и собственного достоинства», не подкрепленное реальным осознанием, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения. «Чувство взрослости»  и младший класс вызывает внутриличностный конфликт, что ведёт к полному отрицанию обучения. Требуется серьёзный подход в изложнеии любого, даже самого простого материала.

 Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты кризиса.

Склонность к  отрицательной установки  планирования своего будущего. Многие не хотят учиться, т.к. считают, что ничего положительного в жизни больше не будет.

Преподавание в  5 - 7-х классов осложняется еще и неоправданно низкими  требованиями. Это недопустимо по меньшей мере по трем причинам:

- содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление. Опасна тенденция «всеобщей осведомлённости». Нужно максимально загружать обучающихся новыми и интересными сведениями. Новые научные термины и понятия нужно вводить просто необходимо.

- низкая  планка требований не ведёт к самостоятельности, ответственности и инициативности, особенно в выполнении  индивидуальных учебных программ. Соотнесения возраста и нагрузки благоприятно сказывается на психологическом комфорте обучающихся. Это и обеспечит развивающий эффект обучения;

- неспособность формулировать собственную точку зрения.

Необходимо при анализе текстов научить не бояться высказывать свои мысли и ошибаться.

 Ответственность связана с необходимостью обеспечить благополучную адаптацию обучающегося. С учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами.

Успешность самореализации- модель психологического формирования. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.

Для решения поставленных общих задач педагог должен реализовать ряд важных условий:

- создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;

- обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;

- развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений, возможностей и перспектив его развития;

- предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

При благоприятных условиях обучения достигаются следующие результаты:

- выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;

- осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;

- овладевают умениями учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий;

- владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально ориентированных и личностных задач;

- обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.

Категория: Мои статьи | Добавил: Schetin (01.03.2018) | Автор: Белоножко А.В.
Просмотров: 57 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск