Педагогу вечерней школы приходится работать с обучающимися разного уровня подготовленности, что приводит к необходимости подготовки разноуровневого материала на одном уроке. Кроме этого педагогу приходится учитывать психологический климат в классе, контролировать поведение обучающихся. Высокие требования, тяжёлые умственные нагрузки оттачивают мастерство и профессионализм, но могут вести и к профессиональному выгоранию, что приводит к неблагоприятным последствиям. Профилактика синдрома выгорания – это путь к эмоциональной стабильности, которая в свою очередь ведёт к росту педагогического мастерства.
Каждый педагог может самостоятельно проверить, есть ли у него синдром выгорания, поставив ответы ДА или НЕТ, и одновременно определить стадию процесса.
- Стадия «Напряжение»
1 Неудовлетворённость собой
2 Острое переживание психотравмирующей ситуации.
3 Тревожность.
4 Частые депрессии.
- Стадия «Эмоциональная нестабильность».
1Неадекватное реагирование
2 Эмоционалная несдерженность
3 Болезненное восприятие критики, поручений, просьб.
4 Частые смены настроения.
- Стадия «Истощение».
1 Эмоциональный дефицит
2 Эмоциональная отстраненность.
3 Нарушение здоровья.
Следует отметить, что профилактика выгорания способствует росту педагога.
Для роста педагога необходимо:
- Определение краткосрочных и долгосрочных целей (видимый результат повышает мотивацию).
- Общение. (взаимоотношения в коллективе).
- Приобретение навыков саморегуляции, релаксации.
- Позитивный взгляд на негативные события.
- Повышение самоуважения (курсы, конкурсы, семинары)
- Повышение значимости профессии (поощрения, победы в конкурсах). Ощутив чувство успеха, человек обязательно захочет пережить его ещё не один раз.
- Коллективные мероприятия.
Для предотвращения синдрома выгорания психологи советуют:
А. Распределяйте нагрузку.
Б. Переключайтесь с одного вида деятельности на другой.
В. Проще относитесь к конфликтам.
- Пытайтесь во всём быть лучшим.
Совершенствуя себя, педагог должен стремиться к постоянному саморазвитию, поиску нового в своей профессии. Главное качество стрессоустойчивости – личная зрелость специалиста. Педагог должен уметь принимать решения, делать выбор, строить взаимоотношения, быть в курсе событий постоянно меняющегося мира. Педагогический рост выражается не только в позитивном и ответственном отношении к своему делу, но и к себе . Психологическое здоровье, рост престижа профессии и качество знаний – основные критерии модернизации образования, способные в полной мере реализовать проект развития всей образовательной системы.
|